Что под капотом?

07.02.2021

В прошлые времена обычным числом цилиндров для всех категорий трудящихся, а которые также входило грузовое такси, было четыре. Как лояльный стандарт и единственная возможность. Как символ всеобщего равенства. Теперь появились неизвестные раньше цифры - 2, 3, 5, 6, 10, 12 и даже 16 цилиндров! Зачем их столько и почему именно такие? Появилась очередная проблема - выбора. Хотя большинству из нас слишком большие цифры не грозят! Дай Боже, 5-6. И то не всем. Кому-то вполне хватает 3 и даже 2. Почему?

Существует связь между литражом, числом цилиндров, мощностью и расходом топлива. Размеры цилиндров должны быть рациональны и даже оптимальны для эффективного протекания рабочего процесса с нужными результатами. Поэтому, чем больший рабочий объем двигателя (литраж), тем большим должно быть число цилиндров. Для форсированных спортивных и гоночных двигателей эта закономерность обостряется термической напряженностью процесса и деталей, участвующих в нем: поршней, колец, клапанов, цилиндров, головок и пр. Чем меньше их размеры, тем интенсивней теплоотвод от них, тем меньше их температура, а также меньше силы инерции возвратно-по- ступательно движущихся частей.

Последнюю серийную трехцилиндровку выпустил недавно Opel для модели Corsa. Тоже плод оптимизации. Фирма применила там почти весь набор модерной техники и технологии: компьютерную оптимизацию конструкции и деталей, 4 клапана на цилиндр, пустотелые литые распредвалы, роликовые толкатели для снижения трения, алюминиевый поддон, интегрированный с крышками коренных подшипников, новую систему впрыска топлива и формирования смеси с компактным электронным модулем и пр. Масса двигателя - 82,5 кг против 110 кг у 4-цилиндрового, габариты: длина 361 мм против 490, ширина 482/533, высота 603/636, расход топлива - 4,4/6,3/6,4.

Некоторые фирмы вопрос экономичности и числа цилиндров решают еще круче. Citroen (конечно), Rat, как и раньше - DKW, Steyr, DAF и японцы были традиционными поклонниками 2- цилиндровых двигателей уже не одного поколения своих малых моделей. Неподражаемые 2CV, Diane, Ami, Mehari, Rat 126, Cinquecento и незабвенный Trabant. Раньше таких фирм было еще больше. Однако не всем достаточно двух цилиндров. Не будем говорить о французских автомобильчиках 50 см. Это нечто, выходящее из ряда.